
Свод рекомендаций участников
II-ой Международный форум «Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса», приуроченный к 175-летию российских железных дорог, состоялся в Москве 15-16 марта 2012 г.
Форум направлен на консолидацию возможностей мировой железнодорожной науки для реализации проектов, обеспечивающих повышение эффективности транспортного бизнеса, и является представительной и авторитетной площадкой, на которой профессионально обсуждается весь спектр актуальных вопросов развития железнодорожного транспорта, предлагаются возможные решения существующих проблем, идет активный обмен опытом и идеями.
В форуме приняло участие более 200 участников из них 90 представителей с учеными степенями из 20 научных организаций; представители из 9 зарубежных стран, в том числе Франции, Германии, США, Чехии, Украины, Казахстана и др. Это свидетельствует о востребованности идей инновационного развития железнодорожной отрасли во всем мире.
Развитие железнодорожной отрасли является необходимым условием роста российской экономики и повышения ее глобальной конкурентоспособности. В этом направлении необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон - государства, бизнеса, а также научно-образовательного сообщества.
В ходе пленарного заседания форума были обсуждены вопросы будущего рельсового транспорта и достижений науки как катализатора трансформаций в отрасли.
Темы, которым была посвящена работа секций, охватывали самый актуальный спектр вопросов железнодорожного транспорта и смежных отраслей:
- оптимизация транспортных потоков в интересах бизнеса: инновационные подходы к управлению перевозками;
- научные кадры как основа инновационного развития железнодорожного транспорта;
- интеграция транспортной науки в панъевропейском масштабе;
- транспортное машиностроение: научно-технические новшества на службе производителей.
Ключевыми вопросами, рассмотренными на форуме, стали:
- сегментация приоритетов научной деятельности на основе иерархии технико-технологических проблем железнодорожной отрасли;
- формирование саморазвивающейся инновационной среды и достижение мультипликативного эффекта от непрерывного роста инноваций;
- возможности развития научного сотрудничества в рамках международных отраслевых организаций и реализации совместных научных проектов;
- специализация железнодорожных линий;
- механизмы повышения скорости движения на железных дорогах;
- совершенствование регуляторной модели ценообразования;
- автоматизация систем управления, внедрение энергосберегающих графиков движения поездов;
- оптимизация потоков порожних вагонов в условиях использования приватного парка;
- рационализация пассажирских сообщений;
- практики реализации инновационных проектов в области транспортного машиностроения при поддержке государственных институтов развития;
- повышения ресурса и надежности литых деталей тележек грузовых вагонов;
- применения альтернативных видов топлива и способов тяги;
- организация целевого обучения по железнодорожным специальностям;
- взаимодействие отраслевых вузов и бизнеса;
- реализация принципа социального менеджмента в деятельности по воспитанию профессиональных кадров для транспортных компаний;
- программы обучения и индивидуальные планы профессионального развития: критерии отбора кандидатов и ожидаемый эффект для работодателей;
- привлечение молодых кадров к работе профильных научных учреждений и советов;
В ходе обсуждения участниками были выдвинуты принципиально важные рекомендации о необходимости:
- создания эффективных технологий взаимодействия железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, обеспечивающих повышение эффективности и качества обслуживания товаровладельцев и пассажиров со стороны транспортной системы в целом;
- создания технологий «непрерывного» перемещения товаров и пассажиров (без технологических простоев);
- макроэкономического обоснования пространственных и продуктовых сегментов предпочтительного использования железнодорожного транспорта;
- формирования свода технико-технологических проблем, определяющих задачи научных исследований и технологических проектных работ, направленных на рост эффективности отрасли;
- формирования со стороны бизнеса служб научного заказчика для квалифицированного создания технических заданий на проекты, а со стороны научных организаций – развития компетенций управления научными разработками как бизнес - проектами, с калькулированием эффектов от их внедрения;
- изменения принципа формирования инвестиционной программы отрасли в сторону ориентации на перспективные потребности, а не на текущие финансовые возможности;
- введения проектного принципа формирования инвестиционной программы в части обновления парка локомотивов;
- координации проектов обновления локомотивного парка с проектами обновления инфраструктуры и регуляторным (сетевым) контрактом, предоставив государству варианты «развилок» в части использования различных источников финансирования инвестиционной программы на основе оптимизации положительных и отрицательных эффектов для государства и экономики;
- поиска технико-технологических решений, формирующих мультипликативный эффект при достаточно коротких сроках окупаемости;
- формирования инновационных решений, обеспечивающих кардинальное снижение себестоимости и ускорение перемещения товаров и людей, в том числе с использованием новых материалов, новых типов тяги, новых конструкций пути и подвижного состава и принципов их взаимодействия;
- адаптации инновационных решений к условиям различных регионов (а при необходимости – разработки уникальных решений для конкретных регионов), позволяющей в каждом из них максимизировать социально-экономическую эффективность деятельности железнодорожного транспорта;
- продолжения, предусмотренного в Стратегии-2030, формирования специализированных полигонов для тяжеловесного грузового движения с одной стороны и ускоренных грузовых и пассажирских перевозок – с другой;
- создания высокопроизводительного специализированного подвижного состава нового поколения для перевозки массовых грузов;
- создания высокоскоростного грузового железнодорожного сообщения для перевозки высокоценных товаров;
- создания экономически выверенной модели управления парками специализированного подвижного состава;
- динамичного развития автоматизированных систем управления, основанных на самых современных информационных технологических системах связи и создания интеллектуальных систем управления перевозочными процессом;
- развития логистических технологий с созданием сети современных терминально-логистических центров, развитием интермодальных перевозок, совершенствованием «цепочек» доставки груза с обеспечением своевременности доставки до 97% и выше;
- перехода от фиксированного к предельному методу государственного регулирования тарифов;
- последовательного повышения ресурса и уровня надежности инфраструктуры;
- создания единой интеллектуальной системы контроля, мониторинга технического состояния пути и подвижного состава в режиме реального времени;
- разработки технических и технологических решений по обеспечению быстрых и низкозатратных дальних и сверхдальних пассажирских перевозок, в том числе существенному удешевлению высокоскоростных перевозок по технологии «колесо-рельс» и технологии «магнитного подвеса»;
- создания интегрированных транспортных систем с опорой на железнодорожный транспорт для пригородных и внутригородских железнодорожных перевозок, позволяющих кардинально снизить нагрузку на экологию и городскую среду;
- разработки технических решений, позволяющих перейти на «безлюдные» технологии перевозок, содержания и обслуживания технических средств для регионов с дефицитом или высокой стоимостью трудовых ресурсов;
- разработки инновационных решений по обеспечению экологичности и безопасности деятельности железнодорожного транспорта, направленных на минимизацию вредных воздействий на окружающую среду (в т.ч. за счет использования альтернативных источников энергии) и гарантию безопасности для здоровья и жизни пассажиров, жителей прилегающих территорий и работников железнодорожного транспорта;
- развития сферы железнодорожного туризма в России, с разработкой этапности изучения рынка для внедрения туристических поездов;
- совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере осуществления инновационной деятельности;
- повышения технических требований (изменения технических регламентов) в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры.
Ключевыми условиями опережающего развития железнодорожного транспорта, по мнению участников форума, должны стать:
- последовательное динамичное осуществление коренной технико-технологической модернизации железнодорожного транспорта;
- внедрение комплексных инновационных решений;
- разработка и применение ресурсосберегающих технических решений;
- развитие научных школ и научно-исследовательской базы отраслевой науки на их основе;
- интеграция усилий европейской железнодорожной науки.
На форуме большое внимание было уделено вопросам подготовки научных кадров и международной интеграции транспортной науки.
В рамках форума состоялось совместное заседание президиума Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» и руководства Международного совета по железнодорожным исследованиям (МСЖИ) при Международном союзе железных дорог (МСЖД).
Представители МСЖИ и МСЖД проявили заинтересованность тематикой приоритетных направлений научных исследований Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», в т.ч. по вопросам:
- определения наиболее значимых направлений развития рельсового транспорта с точки зрения повышения его социально-экономической эффективности;
- сертификации и стандартизации;
- безопасности движения поездов;
- ценообразования;
- модернизации научного процесса для выхода на новый уровень с современными техническими и управленческими решениями;
- контроля и технического обслуживания перевозок с использованием спутниковых технологий;
- подготовки перспективных научных кадров.
Дальнейшее развитие взаимодействия в рамках МСЖИ позволит снизить издержки на разработку и сконцентрироваться на основных наиболее перспективных направлениях исследований для решения технико-технологических проблем работы железнодорожного транспорта, ограничивающих рост его эффективности.
В целом, по итогам форума следует отметить:
- высокий уровень организации второго международного форума «Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса» 15-16 марта 2012 года;
- необходимость более широкого привлечения на форум зарубежных участников;
- целесообразность расширения участия научной молодежи в ежегодных заседаниях форума.
Председатель оргкомитета форума,
Председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД»,
Председатель международного совета по исследованиям в области железнодорожного транспорта МСЖД,
Генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ»,
доктор экономических наук, профессор |
 |
Б.М. Лапидус |
|