/13.10.10/
Потенциал и стратегические приоритеты развития транспортной инфраструктуры Южного Кавказа и Каспийского региона, а в частности развитие транспортного коридора «Север-Юг», стали основными темами пресс-конференции и специального заседания в фокусе «Кавказ и Прикаспий – мост в будущее» организованных в рамках международного регионального бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520: Кавказский регион».
В пресс-конференции приняли участие глава ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Ариф Аскеров, первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Вадим Морозов, глава «Русагротранса» Константин Засов и первый заместитель председателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Алирза Сулейманов.
Как заявил на пресс-конференции первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, потенциал железнодорожного транспорта, а в частности Азербайджана и России используется не на полную мощность. Именно поэтому, по мнению Морозова, участие стран СНГ в развитии транспортного коридора «Север-Юг» важно, поскольку он позволит реализовать Прикаспийским и Закавказским странам свой большой транспортный и транзитный потенциал.
Отвечая на вопросы журналистов глава «Азербайджанских железных дорог» Ариф Аскеров отметил, что западное ответвление коридора «Север-Юг» предусматривает вложение инвестиций более 300 миллионов долларов, из которых на азербайджанский участок дорог будет затрачено лишь 40 миллионов. Большую часть расходов в рамках создания нового железнодорожного сообщения планируется затратить на развитие необходимой железнодорожной инфраструктуры на территории Ирана. В рамках этого проекта на территории Ирана ведется строительство железнодорожного полотна протяженностью более 350 километров.
После завершения пресс-конференции, состоялось специальное заседание «В фокусе: «Кавказ и Прикаспий – мост в будущее». В ходе заседания директор "ГипротрансТЭС" Федор Пехтерев отметил, что одним из самых важных превосходств западного ответвления (Россия-Азербайджан-Иран) транспортного коридора "Север-Юг" является его наименьшая протяженность по сравнению с двумя остальными маршрутами. Наиболее длинным по протяженности вариантом реализации проекта является маршрут, проходящий через территорию Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, что в свою очередь приводит к увеличению сроков транспортировки грузов и дополнительные расходы. Также этот вариант усложняется большим количеством транзитных стран, через которые будет простираться железнодорожный маршрут.
Несмотря на то, что третий маршрут Узень-Берикенд-Горган обладает меньшей протяженностью он все же на тысячу километров длиннее железнодорожного маршрута Россия-Азербайджан-Иран.
В ходе специального заседания форума, также было отмечено значение транспортного коридора TRACECA, который обеспечивает транспортировку грузов направления Европа-Кавказ-Азия. Однако одной из основных сложностей этого коридора является наличие двух переходов, как в районе Каспийского, так и в районе Черного морей, что также сказывается на сроках транспортировки. Заместитель председателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Игбал Гусейнов, генеральный директор ООО «Грузинская железная дорога» Ираклий Эзугбаиа и вице-президент АО «НК «Казахстанские железные дороги» Ермек Кизатов рассказали о структурных преобразованиях в управлении железнодорожном транспорте, транспортных и транзитных возможностей своих стран. Представители железных дорог Азербайджана, Грузии и Казахстана отметили необходимость развития сотрудничества в развитии транспортных коридоров через страны Каспийского и Закавказского регионов.